kz
 
Русский
 
kzt

Философия керамики

27.05.2013
0

Об этом можно писать тома; а потом ещё… ) Я вкратце о том, что считаю главным в таком чудесном явлении, как керамика.

Первое чудо – это сама глина. Грязь, которую большинство из нас не замечает или даже ругают ее, когда доводится идти куда-нибудь по бездорожью. Мы вообще многого не замечаем – а вокруг одни чудеса! =) Но, как говорится, каждому свое. И кто-то однажды взял эту коричневую грязь и влюбился в ее замечательные свойства. В не очень мокром и не очень сухом состоянии она пластична, а после высыхания не распадается, но сохраняет форму.

Возможно, тот человек думал, что на этом волшебство кончается. То есть можно слепить игрушку и любоваться ею – но какое от этой грязи практическое применение?! Очень может быть, что это даже был ребенок – тот, кто первым применил глину тем самым образом, каким она и до сих пор применяется – чтобы сделать какую-то форму…

Но потом, конечно, пришел взрослый: Ты что тут делаешь? Опять с грязью балуешься! А ну иди помой руки!.. И, не очень разбираясь, фигурку, которой лепил малыш – в костер, самого скульптора – к ручью… Были слезы, конечно, но скоро все забылось…

А потом, когда костер потух или надо было переходить на новое место, обнаружилась среди остывшего пепла та сама фигурку, никак не изменившаяся с виду, разве что поменявшая цвет.

Маленький творец схватил и с восторгом подбрасывал; кто-то из взрослых взял посмотреть, щелкнул ногтем… Твердая. Как камень! Интересно..

И, как всегда, благодаря именно практическому применению, керамика стала развиваться – уже взрослые теперь мазались в грязи и лепили формы, которые потом бросали в костер. Точней аккуратно укладывали – чтобы не разбились.

Из глины делали посуду и емкости – огонь превращал их не просто в твердые, в водостойкие. Постепенно это стало ремеслом – люди все больше свойств и возможностей глины открывали, учились взаимодействовать с ней, чтобы получить то, что им нужно…

Глина не уступала сразу: вылепленные сосуды трескались, разваливались на части, или взрывались в печи – и от того, что ты лепил, может, много часов, оставалась лишь куча осколков. Но люди – существа упорные: мало-помалу они обуздали глину настолько, что могли делать из нее и ювелирно-тонкое и огромное; и с декором много чего напридумывали: гранение, глазури, ангобы…

Глина очень хорошо держит тепло. Это можно ощутить не только когда вынимаешь готовый черепок из печи (он будет долго-долго остывать), не только физического тепла это касается – глина конденсирует энергетику. Начиная с тех настроений и чувств, которые были у мастера, пока он делал форму, – и потом (уже с начальным зарядом) попадая в руки человека, которые на годы станет хозяином вещи…керамика все это накапливает. Это живой материал – в том смысле, что вы даете ему жизнь! То же с деревом, другими натуральными материалами, но глина специализируется именно по теплу; в ее твердой структуре многое остается…

В плане творчества, глина – это лучшая возможность для импровизации. С моей точки зрения, не стоит пытаться сделать стандарт, четкую форму из глины, сгладить все неровности, убрать и затереть все лишнее. То есть, существует и такая керамика – она замечательна по-своему.

Но я люблю небольшую историю в глине, отпечаток момента – он затвердеет, а после обжига остается навсегда, пока будет существовать вещь. В малейших неровностях вы можете видеть эволюцию формы, движения человеческой руки, осознанные или даже случайные. Идеальность, по-моему, не так важна.

Так что всегда получается что-то новое – даже не выходя за практический диапазон. Керамика – это живой, теплый сюрприз; это сокровище, которое всегда было рядом с вами, нужно было только научиться его применять… одна из прекрасных метафор самой Жизни )

Добавить комментарий
Пожалуйста Войдите в систему, чтобы продолжить...
Вверх ↑
Загрузка...